Остромирово Евангелие - древнейшая точно датированная славянская книга
Остромирово Евангелие — это древнейшая точно датированная восточнославянская книга. Известны не только год, но число и месяц её появления на свет. Эта книга побывала в руках Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Второй, не раз исчезала и вновь находилась. У заказчика книги было два имени: крестильное — Иосиф и мирское — Остромир (от древнерусского остр, то есть храбрый, ярый, решительный). Остромир приходился внуком первому новгородскому посаднику Добрыне.
Остромирово Евангелие относится к редкому семейству священных книг, именуемых апракосами (в переводе с греческого «апракос» означает «праздничный»). Их ещё именуют недельным или служебным Евангелием. Тексты в апракосах размещены не по главам, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями. Проще говоря, это своего рода цитатник, составленный из всех евангелистов и предназначенный исключительно для храмовых богослужений. Евангелие создавалось специально для недавно построенного Софийского собора. Писцом Остромирова Евангелия был диакон Григорий. Исследователи считают, что для приобретения опыта и закупки необходимых материалов, Григорий выехал в Византию и некоторое время учился в скриптории знаменитого Студийского монастыря, расположенного в Константинополе. Прибыв в Новгород, диакон Григорий работал над Евангелием 200 дней. Он начал свою работу 21 октября 1056 года, а закончил 12 мая 1057 года. В 1570 году Остромирово Евангелие забрал с собой Иван Грозный. В настоящее время оно хранится в Российской национальной (Публичной) библиотеке Санкт-Петербурга.История новгородского летописания началась с крещения Новгорода. Греческие монахи завезли в Новгород византийские хроники, ставшие прообразом будущих летописей. В 1050 году завершилось строительство Святой Софии. В ознаменование этого выдающегося события князь Владимир Ярославич и епископ Лука Жидята озаботились составлением летописного свода, в который вошли бы уже имевшиеся к тому времени новгородские и киевские летописи. Ещё в начале ХХ века академик Алексей Александрович Шахматов выделил в развитии Начального русского летописания две традиции: новгородскую, представленную летописными «сводами» 1017, 1050, 1079 годов; и киевскую, включающую в себя — «Древнейший Киевский свод 1037−1039 годов», «Первый Печерский свод 1073 года» монаха Никона, «Начальный свод 1093−1095 годов», и так называемую первую редакцию «Повести временных лет» (ПВЛ), составленную в 1113 году Нестором.
А. А. Шахматов установил, что древнейшей русской летописью является Новгородская первая летопись (принятое в научном мире сокращение — НПЛ). К ней восходят все древние летописные тексты, в том числе и широко известная «Повесть временных лет». Подлинный текст НПЛ, написанный на пергамене и переплетённый в тетради, хранится в Синодальном собрании Государственного исторического музея в Москве. Новгородское летописание продолжалось восемь веков.