Древнейшие на Руси памятники иконописного искусства
Неоценим вклад Древнего Новгорода в становление и развитие русской иконописи. Иконопись — это яркое явление отечественной культуры, взращённое на русской почве, живое воплощение национальных культурных традиций. Вместе с тем это и культурное достояние всего человечества. Выдающимися произведениями искусства, вошедшими в сокровищницу русской культуры, являются новгородские иконы. Как указывал «Леонардо да Винчи ХХ века», Павел Александрович Флоренский (1882−1937), храм и алтарь имеют целый спектр символов. Храм — это лестница Иакова, которая от видимого ведёт верующего к невидимому. Алтарь, как целое, — это место невидимого, область, оторванная от «дольнего мира». Весь алтарь — это умопостигаемое небо. Храм знаменует Христа Богочеловека, а алтарь имеет значение невидимого Божества. С антропологической точки зрения, храм означает тело человека, а алтарь — его душу. С космологической точки зрения, храм — это символ земли, а алтарь — это символ неба. Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма — должны быть отделены видимыми свидетелями, живыми идеями невидимого мира. Таким живым представителем невидимого мира выступает стена иконостаса, которая одновременно находится в двух мирах и совмещает в себе жизнь здешнюю и жизнь небесную. Целью иконы является выведение сознания верующего «в мир духовный», а также демонстрация ему сверхъестественных зрелищ. Те, кто писал иконы, или руководил написанием икон, понимали иконы как орудия сверхчувственного познания. Прикосновением через икону к духовному миру происходит исцеление человеческой души.
По Флоренскому, только в России «изобразительное искусство имело единственную в мировом искусстве вершину». Он считал, что древняя русская иконопись есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже подобного не знает история всемирного искусства и с которым в известном смысле можно сопоставлять только греческую скульптуру — тоже воплощение духовных образов и тоже, после светлого подъёма, разложенного рационализмом и чувственностью. К самым древним русским памятникам иконописного искусства, исследователи относят целый ряд новгородских икон, например, иконы «Апостолы Пётр и Павел», «Ангел златые власы», «Богоматерь Знамение» и другие.
«Апостолы Пётр и Павел» — это самая древняя из дошедших до нас русских икон. Была написана в XI веке (ок. 1050 года) неизвестным мастером. Искусствовед В. Н. Лазарев был уверен в её новгородском происхождении. Первоначально она хранилась в новгородском Софийском соборе. Во время опричного погрома Новгорода она была вывезена в Москву, но через ряд лет её вновь возвратили в Новгород. Во время Великой Отечественной войны была вывезена оккупантами в Германию, где очень пострадала. Она прошла реставрацию, но к началу 2000-х годов выяснилось, что икона опять находится в аварийном состоянии. Образ был отправлен в Москву, где реставраторы работали над ним в течение шести лет. Уникальную реставрационную работу вели под микроскопом. Показ иконы в Москве состоялся в 2008 году, а затем шедевр был доставлен обратно в Новгородский музей-заповедник.
«Ангел златые власы» — одна из древнейших русских икон, дошедших до наших дней. Выполнена во второй половине XII века неизвестным мастером новгородской школы. Вероятно, эта икона, изображающая Архангела Гавриила, являлась частью деисусного чина иконостаса неизвестной нам церкви. Ангел склонил голову влево, по направлению к соседней иконе, изображающей Христа Вседержителя (Пантократора). К каждому волоску ангела приложена ниточка сусального золота. Золотые нити с античных времён являются символом величия и бессмертия, а само золото традиционно символизирует божественное начало. Икона, хотя и выполнена в византийской традиции, но по-русски задушевна. Долгое время её приписывали иконописцу XVII века Симону Ушакову, но затем выяснилась, что она создана на пять веков раньше. Сегодня она хранится в петербургском Русском музее.
«Богоматерь Знамение» — древняя и одна из самых почитаемых русских икон. Написана в XII веке для церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Представляет собой иконографический тип Оранта, изображающий Богоматерь с молитвенно поднятыми руками, и с вписанным в круг Младенцем Иисусом на груди. Икона является двусторонним образом, с изображением святых Иоакима и Анны на обороте. Прославилась в 1170 году, когда союзные войска русских княжеств во главе с суздальским князем Мстиславом Андреевичем осадили Новгород, а икона спасла город. Этот образ стал своеобразной эмблемой Древнего Новгорода.