Первые мостовые Древней Руси и профессия «мостовщика»
В то время как западноевропейские города утопали в грязи, Великий Новгород, начиная с Х столетия, отличался чистотой и мощением своих улиц. Уже с XI века прослеживается тип мостовых, получивший наибольшее распространение, который условно можно назвать «классическим» или «традиционным». Конструкция таких мостовых состояла из настила, опорного каркаса и балласта. Настилы устраивали из продольно расколотых брёвен — плах, уложенных плоской стороной вверх перпендикулярно направлению движения по улице. Проезжая часть представляла собой единое полотно, не разделённое на полосы для пешеходов и транспорта. Края настила вплотную примыкали к оградам, отделявшим усадьбы от улицы. Деревянный каркас мостовой обладал достаточно высоким запасом прочности. Однако в нём были пустоты, которые могли вызвать повреждение мостовой при её эксплуатации. Чтобы повысить надёжность конструкции, пустоты в деревянном каркасе заполняли балластом — грунтом.
Заботы новгородцев об уличном благоустройстве не ограничивались самим мощением. Деревянные мостовые содержали в чистоте и регулярно ремонтировали. Повышение качества мостовых нашло отражение в совершенствовании конструкции и улучшении строительных материалов. Строительство и обновление мостовых было государственным делом и за этим строго следили. Мощением и ремонтом профессионально занимались т. н. «мостовщики», которые в своей работе руководствовались специальным постановлением государственной власти — «Уставом Ярослава о мостех». Мостовые обновлялись в Новгороде в среднем раз в 20 — 25 лет. Например, во время раскопок древней Великой улицы на ней было последовательно расчищено 28 ярусов сосновых мостовых, древнейший из которых относится к Х веку, а самый поздний к XV веку. Мощение улиц является не только основным элементом городского благоустройства, но также и одним из важнейших показателей цивилизованности, выделяющих Новгород среди других городов.