«Республика Святой Софии» - уникальный образец сетевой структуры управления обществом
Новгородское государство представляло собой аристократическую республику, во главе которой стояли бояре. Формой сетевой структуры власти в «Республике Святой Софии» было вече. Новгородцы с успехом возродили издревле существовавшую форму племенных народных собраний, а также принципы принятия решений в военных дружинах. Право созывать вече принадлежало всем свободным новгородцам. На нём обсуждались все вопросы, волновавшие новгородцев. Эта форма самоорганизации людей пришла из глубокой древности. Решения веча назывались приговором, все они протоколировались вечевым дьяком, который затем скреплял документ свинцовой печатью. На вече собирались и бояре, и «житьи», и купцы, и «чёрные люди». Здесь решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики республики. Приглашение и изгнание князей, вопросы войны и мира, союза с другими государствами — всё это входило в компетенцию веча. Вече занималось и законодательством — на нём была утверждена новгородская Судная грамота. Вечевые собрания — одновременно высшая судебная инстанция Новгорода. Вече распоряжалось земельным фондом республики. На вече происходили выборы республиканских должностных лиц: архиепископа, посадников, тысяцких. В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих.
Новгород был федерацией пяти самоуправляющихся городских районов — концов. Каждый из них имел своё собственное вече, своих старост, свою политическую организацию, свои церкви, монастыри, кончанскую землю и казну. Во главе концов стояли боярские группировки, являвшиеся политическими руководителями массы кончанского населения. Концы были коллективными собственниками земли. Они боролись между собой не только как политические, но и как экономические организмы. Пришлое свободное население не входило в кончанские организации. Эта часть городских жителей образовывала сотни, возглавлявшиеся сотскими и подчинявшиеся князю. Впоследствии сотни стали входить в состав концов.
Наряду с вечем и высшими магистратами, в период расцвета республиканских порядков в Новгороде существовал и «Совет господ». Он собирался на Владычном дворе и состоял из архиепископа, который был в нём председателем, действующих посадника, тысяцкого, пяти кончанских старост, а также из бывших посадников и бывших тысяцких. Таким образом, Совет господ по своему составу напоминал древнеримский сенат, где так же заседали бывшие консулы, преторы, эдилы и другие высшие должностные лица. Совет состоял полностью из бояр. Главной функцией Совета господ было предварительное рассмотрение важных государственных вопросов, выносившихся затем на вече. Будучи органом боярской олигархии, Совет господ стоял во главе веча, и его решения имели первостепенное значение для внутренней и внешней политики Новгородского государства. Следует отметить, что наряду с республиканскими органами власти до самого конца независимости Новгородской земли всегда существовала и княжеская власть. В князьях Новгородская земля нуждалась, прежде всего, как в военных специалистах, призванных обеспечить внешнюю безопасность. Князь вооружённой рукой должен был оберегать землю, где княжил.